Мировая авиационная отрасль снова достигнет прибыльности уже в 2023 году, полагают в IATA. Что быстрее, чем прогнозировалось ранее. Однако для восстановившегося от последствий пандемии COVID-19 рынка обострится проблема закрытого неба над Россией. И с этим надо будет что-то делать.
Генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Уилли Уолш (Willie Walsh) считает, что многие авиакомпании снова достигнут прибыльности уже в 2023 году. По его словам, в течение года восстановление было сильным и набирало обороты, хотя на данный момент финансовые показатели авиации пока еще ниже уровня 2019 года. Об этом пишет Forbes.
Ожидается, что в следующем году пассажиропоток достигнет 85,5% от уровня 2019 года, а число пассажиров впервые с начала пандемии превысит 4 млрд человек.
Эксперт считает, что и острый кризис аэропортового бизнеса в Европе также отчасти миновал.
СОХРАНЯЕТСЯ ЛИ ВЛИЯНИЕ COVID-19 НА АВИАЦИОННУЮ ОТРАСЛЬ
Большинство стран мира сняли действовавшие ограничения. И постафактум стало понятно, что запреты очень мало или вообще никак не повлияли на снижение скорости распространения вируса, а вот экономическое влияние на отрасль оказали катастрофическое.
«Чтобы мы не совершали тех же ошибок в будущем, решения должны основываться на реальных данных, а не на эмоциях», – констатировал Уилли Уолш.
КАК ВЛИЯЕТ НА ОТРАСЛЬ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ 2022 ГОДА
С точки зрения логистики для пассажира, влияние геополитики было незначительным (речь не идет о российских путешественниках, для который авиационный ландшафт изменился системно – прим. ред.). Но волатильность цен на топливо была довольно резкой для авиакомпаний. И для российских – тоже.
За год они выросли на 54%, что значительно увеличило расходы перевозчиков. Проблему для авиакомпания создало и закрытие российского воздушного пространства. Например, особенно негативное влияние это имело на Finnair, чьи дальнемагистральные рейсы проходят над российским воздушным пространством.
ПРОБЛЕМА ЗАКРЫТОГО НЕБА БУДЕТ УСУГУБЛЯТЬСЯ ПО МЕРЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВИАОТРАСЛИ
«По мере восстановления в 2023 году мы увидим усиление воздействия из-за закрытия воздушного пространства России», – сказал Уилли Уолш.
Он призывает западные страны готовиться к возобновлению рейсов через Россию.
«Мы должны стремиться вновь открыть воздушное пространство России, чтобы транзит через традиционные сибирские маршруты был доступным для всех авиакомпаний», — цитирует главу IATA издание The Telegraph.
При текущеv положении дел, когда российское воздушное пространство закрыто для европейских, американских и японских перевозчиков, но открыто для ближневосточных и азиатских, вторые получают коммерческое преимущество.
На туризм это имеет прямое влияние – та же Finnair вынуждена была предложить своим пассажирам стыковочные перелеты партнерской Qatar Airways вместо своих прямых.
А если с весны 2023 года (как сейчас ожидается) Китай ослабит коронавирусные ограничения в отношении международных перевозок, то отрицательный экономический эффект от закрытого неба над Россией для зарубежных авиакомпаий еще более возрастет: гораздо большему количеству рейсов придется облетать нашу страну, они будут сильнее проигрывать азиатским конкурентам.
При этом специалисты рынка призывают помнить хронологию событий: Россия закрыла небо для европейских перевозчиков в ответ на аналогичные действия с их стороны. То есть «разматывать» этот «клубок», вероятно, придется также по порядку – открытие неба над Россией вряд ли возможно без симметричных подвижек с европейской стороны.
Екатерина Тропова
Фото: pxhere.com
Источник: atorus.ru