Рабочая встреча, посвященная электронной путевке, состоялась 2 декабря на площадке концерна КРЭТ, который занимается техническим обеспечением программы. Участники мероприятия охарактеризовали его как встречу-знакомство. Но время для нововведений по-прежнему нельзя назвать удачным.
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЕ СОБИРАЮТСЯ БОРОТЬСЯ И С СЕРЫМ ТУРРЫНКОМ
Подконтрольный «Ростеху» концерн КРЭТ, который специализируется на выпуске радиотехнической продукции самого разного, в том числе и оборонного назначения, сегодня провел встречу с представителями туристического бизнеса. Обсуждали вопрос электронной путевки. Техническое обеспечение системы теперь находится в ведении концерна.
Представители отрасли, с которыми побеседовал «Вестник АТОР», назвали мероприятие встречей-знакомством с исполнителями по программе, главной целью которой была выработка алгоритма взаимодействия между КРЭТ и туристическим бизнесом. Говорили о том, как выстроить совместную работу.
Впрочем, с учетом того, что встреча была первой – установочной – прорыва или системно значимых новостей от нее участники и не ждали. Важно, что вся риторика свидетельствует, несмотря на заявления турбизнеса о несвоевременности этого новаторства, отказ от идеи внедрения электронной путевки не предполагается.
Поэтому теперь главная задача для рынка – определиться, как функционировать в этих обстоятельствах.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕМЫ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ – НЕТ
К электронной путевке есть два системных вопроса. Первый – техническая сторона дела. Мы о ней довольно подробно писали. Но при этом собеседники «Вестника АТОР» отмечают, что с ней, вероятно, будет меньше всего проблем – КРЭТ продемонстрировал свои сильные стороны и почти убедил участников мероприятия, что именно по программной части все сложности решаемы – нужно только плотное взаимодействие с программистами туроператоров.
Второй носит скорее концептуальный характер – порядок подачи отчетности по электронной путевке сегодня не учитывает особенности бизнес-процессов на туристическом рынке в части формирования конечной цены услуги для потребителя.
Поэтому внедрение электронной путевки «будет требовать системных изменений в самой идеологии отношений между контрагентами», говорят собеседники «Вестника АТОР», предпочитая оставлять подробности за скобками.
Ранее участники рынка объясняли, что в электронной путевке нужно указывать финальную стоимость турпродукта, но с этим могут возникать сложности: когда тур продан через агента, туроператор получает оплату за вычетом агентской комиссии. И финальной стоимости может в принципе не знать. Таким образом можно предположить, что в том виде, в котором сейчас представлена электронная путевка, сервис потребует глубокого структурного пересмотра системы взаиморасчетов между туроператорами и агентами.
И это задача несколько более серьезная, чем все технические. Более того, техническая реализация может зависеть от решения именно этой концептуальной задачи.
Кроме того, на фоне нынешней турбулентности системные изменения – это не то, что необходимо рынку.
В целом же, по замыслу регуляторов, сервис должен был бы заработать еще в сентябре. Однако в связи с большим количеством вопросов к нему, этого не случилось.
Туроператоры признают, что тестируют электронную путевку на предмет технической составляющей. И эти вопросы, в итоге, будут решены. Сложнее дело обстоит с самим подходом и требованиями сервиса, предполагающими глобальный пересмотр бизнес-процессов на рынке, к которому туротрасль сейчас не вполне готова.
Екатерина Тропова
Фото: piqsels.com
Источник: atorus.ru