К 2030 году в России должно появиться около 150 национальных туристических маршрутов. Сейчас их 37. Обсуждается запуск системы мониторинга, которая позволит отозвать у маршрута статус национального. Ситуацию обсудили на TRAVEL HUB-2022.
ГОТОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ В ЛЮБОМ РЕГИОНЕ
В пятницу, 9 декабря, на петербургском TRAVEL HUB-2022 состоялась дискуссия «Кому и зачем нужны Национальные туристические маршруты?».
В живой и острой дискуссии, о которой мы подробнее расскажем на страницах портала, приняли участие Наталия Волкова, представитель АНО «Национальные приоритеты», Юлия Рыбакова, советник руководителя Ростуризма, Вадим Макей, Эксперт по связям с общественностью, Мария Трофимова, директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области, Артур Абдрашитов, министр туризма Самарской области, Кирилл Соколов, исполнительный директор туроператора «Невские сезоны», Надежда Выскубова, заместитель министра туризма Тверской области, Сергей Никулин, генеральный директор туроператора «ПоморТур», Антон Пятовский, заместитель председателя правительства Кузбасса.
Модератором мероприятия выступила сопредседатель Экспертного совета по внутреннему и въездному туризму, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Одна из основных задач национального туристического маршрута – сделать путешествие по стране доступным. Согласно национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства», перед властями и туротраслью стоит задача к 2030 году запустить в России порядка 150 национальных туристических маршрутов, то есть почти в пять раз больше, чем есть сейчас. Это должно позволить россиянам познакомиться практически со всеми регионами страны.
Эксперт АНО «Национальные приоритеты» Наталья Волкова подчеркнула, что национальный маршрут – это «крутая идея», поскольку это готовый сценарий для путешествия в любом регионе.
«Это продуманные с точки зрения экскурсионной программы, качества размещения и логистики туристический продукт, который турист в готовом виде может купить у туроператора или проехать по нему самостоятельно», – подчеркнула г-жа Волкова.
НАЦИОНАЛЬНЫМ ТУРИСТИЧЕСКИМ МАРШРУТАМ НЕ ХВАТАЕТ ПРОДВИЖЕНИЯ
Сейчас АНО «Национальные приоритеты» разрабатывает кампанию по продвижению национальных туристических маршрутов. Планируются вебинары, семинары, инфотуры для туроператоров, участвующих в проекте, тренинги для экскурсоводов и гидов, блог-туры и пресс-туры, экспертные туры с расширенным составом участников и другие маркетинговые мероприятия.
Как рассказала Юлия Рыбакова, заместитель директора департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности в Минэкономразвития РФ, определенная работа уже проведена.
Например, к ноябрю АНО «Национальные приоритеты» совместно с Экспертным советом сформировали концепцию позиционирования национальных туристических маршрутов и создали брендбук. Представители регионов отметили, что этих мер недостаточно, и было бы правильно широко представить логотип проекта и брендбук.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ МАРШРУТ ДОЛЖЕН ПРОДАВАТЬСЯ
Основное требование к национальному маршруту остается неизменным – это должен быть коммерчески успешный проект. Как подчеркнула Майя Ломидзе, появление национальных туристических маршрутов России повлекло за собой проблему инициирования на разных уровнях отраслевых властей создания таких нацмаршрутов, которые никогда продаваться не будут.
«Мы хотим развивать этот проект так, чтобы он приносил в регионы турпоток, деньги, вытаскивал из рецессии, возвращал бы людей. Но это должны быть продаваемые истории, туристов надо замотивировать туда поехать», – заявила исполнительный директор АТОР.
Согласно Постановлению Правительства, национальный маршрут должен способствовать росту туристического потока в регионе не менее чем на 25% по сравнению с предшествующим годом.
Чтобы маршрут создавался «не для галочки», а работал по-настоящему, в соответствии с регламентирующими НПА должна быть создана система мониторинга, которая будет отбирать коммерчески успешные проекты и закреплять за ними статус национальных, а также отсеивать остальные.
«Должна быть построена система мониторинга, которая будет давать поводы для, например, отзыва статуса национального туристического маршрута. Мы еще это не проходили, но планируется, что это будет, потому что у государства возникает много соблазнов в части выдачи поручений, сделать тот или иной маршрут ситуативно национальным», – рассказала на форуме Travel Hub-2022 в Санкт-Петербурге Юлия Рыбакова.
По ее мнению, такой подход позволит «очищать ряды туристических маршрутов от тех продуктов», которые являются социальными и должны быть в блоке социального туризма, субсидируемого за счет государства.
Как подчеркнула Майя Ломидзе, экспертизу маршрутов, как существующих, так и будущих, в любом случае должны проводить эксперты, входящие в Экспертный совет, поскольку только профессионалы из турбизнеса понимают, какой тур будет востребован на рынке, а какой – нет. По словам г-жи Ломидзе, в 2022 году Экспертный совет рассмотрел 50 заявок от регионов РФ, проведено 17 экспертных туров.
Представители туроператоров и региональных туристических администраций подчеркнули, что национальные туристические маршруты – это визитная карточка региона, и с передачей туристической отрасли в ведение Минэка появляются новые перспективы для их развития, например, в сфере создания дорожной и транспортной инфраструктуры.
Елена Мягкова
Фото: АТОР
Источник: atorus.ru