Минэк предлагает строить больше речных и морских портов в РФ и развивать сопутствующую инфраструктуру. О разработке соответствующего проекта постановления ведомство сообщило 20 декабря. Круизные туроператоры рассказали, какие регионы сейчас наиболее нуждаются в таких инвестициях.
КАК РЕГИОНЫ СМОГУТ ПОЛУЧИТЬ СРЕДСТВА
Предполагается, что по данному проекту средства для создания соответствующей речной и морской инфраструктуры, а также самих портов, появятся у регионов после реструктуризации бюджетных кредитов.
Напомним, что сейчас программа реструктуризации действует при реализации инвестпроектов в сферах с/х, добычи полезных ископаемых, туристской и логистической деятельности, обрабатывающего производства, жилищного строительства, ЖКХ, строительства и реконструкции автомобильных дорог, дорожного хозяйства, транспорта, строительства инфраструктуры для аэропортов, обеспечения электрической энергией, газом и паром.
Помимо причалов регионы также смогут направлять высвобождающиеся средства на инфраструктуру аэропортов, канатные дороги и фуникулеры для развития горнолыжных курортов.
Важность правительственной инициативы для регионов отметили эксперты Ассоциации туроператоров.
«На финансово-емкие проекты, такие как причалы, горнолыжная инфраструктура и т.д. в регионах не хватает средств. Принятое постановление позволит вкладываться как раз в те проекты, которые уже на последующих этапах реализации могут стать интересными и для инвесторов. Таким образом, в данной инициативе заложена возможность мультипликации эффектов для развития внутреннего туризма», – отметила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
ПОЧЕМУ РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ НУЖДАЮТСЯ В НОВЫХ ПОРТАХ И ПРИЧАЛАХ
Проект Минэкономразвития встретил живой положительный отклик в туристической среде.
«Строительство новых и восстановление неэксплуатируемых причальных сооружений позволит предлагать новые стоянки и объекты показа на маршруте, разнообразить расписание круизов для постоянных круизных туристов, а также более равномерно распределить операционную нагрузку на туристические компании в регионах», – отмечает Ришат Багаутдинов, генеральный директор туроператора «ВодоходЪ».
Эксперт подчеркивает, что круиз – комплексный турпродукт. Труднодоступные причалы и некачественное обслуживание на берегу могут испортить впечатление о круизном путешествии в целом, и туроператор рискует просто потерять клиента. Возможно, даже навсегда.
«Двукратное увеличение круизного турпотока к 2035 году, которое обозначено в плане Концепции развития круизного туризма РФ, невозможно решить без строительства новых причалов», – уверен г-н Багаутдинов.
Речные туроператоры отмечают и тот факт, что появление новых точек притяжения для круизных туристов необходимо именно сейчас, когда в стране практически отсутствует въездной туризм.
«Все теплоходы работают в сезон исключительно на внутреннем рынке, так что нам приходится разнообразить маршруты для более требовательных внутренних туристов и разводить сами суда, чтобы они не ходили друг за другом по одинаковым направлениям», – говорит Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот».
В качестве положительного примера по созданию новых точек притяжения она приводит Татарстан, где относительно недавно появились новые причалы в Булгарах и Свияжске. Туда сразу же стали заходить теплоходы, и теперь Казань по уровню спроса вполне может конкурировать с Санкт-Петербургом в плане круизного маршрута.
Большое значение развитие причальной инфраструктуры имеет и для нового межрегионального маршрута «Великий Волжский путь», о котором говорил Президент РФ на Госсовете по туризму в сентябре этого года. Сейчас, к сожалению, во многих точках его маршрута просто отсутствует возможность для комфортной высадки круизных пассажиров.
КУДА СТОИТ НАПРАВИТЬ СРЕДСТВА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
«Вестник АТОР» опросил ведущих круизных туроператоров, чтобы понять, какие направления для будущих судозаходов они видят наиболее перспективными. И куда готовы отправиться туристы после создания соответствующих условий и причальной инфраструктуры.
Эксперты компании «ВодоходЪ» выделяют 9 регионов с наиболее перспективными пунктами для развития речного круизного туризма, где необходимо создание или модернизация причальной инфраструктуры. Это:
- Самарская область – Сызрань, Ширяево, Винновка
- Ярославская область – Брейтово и Тутаев, левый берег
- Ладожское озеро – остров Пеллотсари, Сортавала
- Пермский край – Оса
- Ивановская область – Юрьевец
- Саратовская область – Вольск
- Республика Марий Эл – Юрино
- Республика Чувашия – Мариинский Посад
- Также строительство причалов необходимо и на озере Байкал
Эксперты «Мостурфлота», помимо речной причальной инфраструктуры, указывают на необходимость создания полноценных международных морских портов. В компании ждут передачи новейшего лайнера «Петр Великий», который сможет совершать в т.ч. и международные морские круизы.
Современные причалы и морские вокзалы необходимы:
- на Каспии – Махачкала и Дербент
- в Астрахани («Петр Великий» может в равной степени ходить и по рекам, и по морю)
- в Черном, Азовском и Балтийском морях.
При этом многие морские вокзалы, помимо удобства пассажиров, должны быть снабжены всеми необходимыми пунктами погранконтроля для быстрой высадки иностранных туристов и посадки на борт самих россиян, подчеркивают в «Мостурфлоте».
Ольга Пегасова
Фото: Wikimedia Commons
Источник: atorus.ru