ЦБ бьет воздушную тревогу: цены на авиабилеты выросли на 22%. Так ли это?

ЦБ бьет воздушную тревогу: цены на авиабилеты выросли на 22%. Так ли это?<br />

Банк России признал авиационную отрасль одной из самых пострадавших от геополитического кризиса и санкций западных стран. При этом специалисты ведомства утверждают, что авиабилеты по России в 2022 подорожали на 22%, в то время как по оценкам Минтранса их стоимость даже снизилась. Кто из них прав?

АВИАЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ ПРИЗНАНА ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ПОСТРАДАВШИХ

Центробанк России опубликовал отчет о финансовой стабильности экономики во II и III кварталах 2022 года. Согласно аналитике ведомства, наибольшие проблемы в связи с известными событиями испытывают отрасли, ориентированные на внутренний спрос и серьезно пострадавшие из-за санкций и ухода иностранного бизнеса. Авиационная отрасль – вторая в этом списке наряду с автомобилестроением и коммерческой недвижимостью.

Санкционные ограничения в  отношении российских авиакомпаний, введенные западными странами, оказывают значительное негативное воздействие на авиаотрасль на протяжении почти целого года. Ситуацию усугубило вынужденное закрытие 11 аэропортов на Юге России, выпадающий пассажиропоток оценивается в 19,1 млн человек, что составляет около 20% от общего количества пассажиров, которых авиакомпаниям вменили перевезти в этом году, напоминают в ЦБ.

Также, в отличие от участников рынка и отраслевого регулятора, Центробанк не отрицает, что ограничения и запреты на взаимодействие с зарубежными контрагентами (от приостановки лизинговых контрактов до невозможности страхования на международном рынке) способствуют возникновению дефицита воздушных судов и комплектующих у российских авиакомпаний.

«Сильнее всего недостаток самолетов будет ощущаться в крупных компаниях. Так, доля судов иностранного производства в парке крупнейших компаний, на которых приходится 97% пассажиропотока, составляет более 80%», – констатируют в ЦБ РФ.

ТАРИФЫ НА АВИАПЕРЕВОЗКУ ВЫРОСЛИ НА 22% ПО ПОДСЧЕТАМ ЦБ

По этой причине, считают в ЦБ, авиакомпании вынуждены повышать тарифы на авиаперевозки, чтобы сбалансировать рост издержек.

Оказывает негативное влияние на ценообразование и подорожание авиакеросина. Впрочем, оно отчасти сдерживается соответственным регуляторным механизмом – демпфером.

«В июне 2022 г. рост цен на реактивное топливо керосинового типа в годовом выражении составил 43,4%. Результатом стал рост тарифов на перелет в расчете на 1000 км пути на 21,9%», – говорится в отчете.

Эта оценка входит в прямое противоречие с заявлениями Минтранса о том, что авиабилеты по России дешевеют.

На самом деле, говорят опрошенные эксперты авиаотрасли, истина, как обычно, где-то рядом. И ключевая ошибка – ориентировать потребителя на некие усредненные «тарифы вообще».

В авиации это так не работает. Со всей очевидностью, на разных направлениях цены на билеты ведут себя по-разному в зависимости от спроса, особенностей обеспечения воздушного движения и даже погоды.

Кроме того, разница, говорят специалисты рынка авиаперевозок, может быть вызвана тем, что Минтранс говорит о тарифах на перелеты по России, а в статистике ЦБ учитывается общий налет авиакомпаний (и по России, и за рубеж). А билеты за рубеж на фоне дефицита авиаперевозки действительно сильно подорожали.

Это возвращает нас к первому тезису о том, что расчет «среднего подорожания авиабилета по рынку» совершенно не информативен для потребителя.

ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЛЕТЫ ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, НО ЭТО МАЛО ПОМОГАЕТ

Перевозки по России сейчас поддерживаются за счет нескольких государственных программ. Субсидируются пассажирокилометры на внутренних линиях, субсидируются некоторые (и их довольно много) межрегиональные рейсы в облет Москвы, субсидируются внутренние перевозки в труднодоступных регионах, действуют «плоские» тарифы на авиасообщение с Дальним Востоком.  

Общий бюджет госпрограмм, направленных непосредственно на поддержку пассажиропотока внутри страны составляет более 125,5 млрд рублей, отмечается в докладе ЦБ.

Но надо отметить, что участие государства в развитии рынка авиаперевозок этим не ограничивается: с учетом поддержки аэропортового бизнеса, авиапрома и непосредственно авиакомпаний расходы государства на авиацию стремятся к 0,5 трлн руб.

Но пассажиропоток при этом продолжает уверенно сокращаться.

Екатерина Тропова

Фото: pxhere.com

 

Источник: atorus.ru