эксклюзив
Близок к завершению 2022 год, его предварительные итоги для грибной отрасли получаются вполне оптимистичными. С января по октябрь выращено более 110 тысяч тонн шампиньонов (самый популярный гриб в нашей стране). Это новый рекорд, далеко не первый и явно не последний. Скорый темп отечественному грибоводству задают крупные агрофермы, а лидирует на рынке курская «Грибная радуга» бизнесменов Александра Удодова и Олега Логвинова.
СЛАГАЕМЫЕ ПОПУЛЯРНОСТИ
Последние годы урожайность шампиньонов в нашей стране прибавляет 18-20% ежегодно. Сейчас Россия входит в тройку европейских лидеров по производству этих грибов, хотя еще не так давно занимала лишь 20-е место. За первых десять месяцев этого выращено на 16% больше шампиньонов год к году. По прогнозам издания «Школа грибоводства» по итогам года агрохозяйства соберут 136 тысячи тонн шампиньонов. Внимание к тому, что происходит на рынке именно с этим грибом неслучайно. Это №1 и в мире, и в нашей стране. На глобальном грибном рынке доля шампиньонов составляет более 60%, у нас — более 90%. В России их выращивают, помимо компании Александра Удодова и Олега Логвинова, еще несколько десятков агропредприятий. Вешенки — вторые по популярности на нашем рынке. Их значительно меньше шампиньонов, по итогам года ожидается сбор примерно в шесть с половиной тысяч тонн. Производство вешенок не стабильно, последние два года был спад. Грибная «экзотика» на рынке также присутствует, но это очень нишевый продукт. Ожидается, что по итогам года урожайность эринги, шиитаке и других экзотических грибов не превысит 600 тонн. Грибной «житницей» является ЦФО, здесь выращивается примерно 60% шампиньонов и 35% вешенки. Главное грибное место – Курская область, где расположены тепличные комплексы компании Удодова и Логвинова.
Относительно невысокая цена при хороших продуктовых свойствах таковы нехитрые слагаемые успеха шампиньонов на рынке. Давайте посмотрим на цифры. Последние два года отпускная цена на шампиньоны снижалась и еще в начале года была ниже, чем в 2018. В московской рознице по итогам 10 месяцев средняя цена одного кг подросла и в среднем получилась немногим более 260 рублей. Это на 12% больше год к году, но все равно меньше, чем в 2019. В ноябре в шампиньоны снова подешевели на 2%. Цены держатся на низком уровне из-за высокой конкуренции и быстрого роста предложения. В таких условиях мелкие грибные хозяйства не выдерживают борьбы и уходят с рынка. Их количество, по данным «ШГ» сократилось с 73 до 29. Крупные игроки, наоборот, значительно нарастили поставки на рынок. «Грибная радуга» Александра Удодова и Олега Логвинова в 2019 году вырастила около 14 тысяч тонн шампиньонов, а в 2021 почти в два раза больше.
Из шампиньонов можно приготовить вкусных блюд на целую поваренную книгу
Цены ценами, без них на рынке никуда. Но важно и другое. Шампиньоны – удобный для готовки, питательный и полезный продукт. Их легко приготовит даже начинающий повар, их можно вкусно варить, жарить, запекать, мариновать или даже просто есть сырыми. Шампиньоны хороши во множестве блюд, в супах, салатах, жюльенах, в качестве гарнира или основного блюда. И это будет здоровая пища. Среди грибов шампиньоны и белые содержат наибольший процент белка, который усваивается организмом человека. Грибной белок не уступает животному по индексу незаменимых аминокислот и дополнительно содержит большое количество полезных микронутриентов (витамины группы В, полезные полисахариды, цинк, селен). Плюс витамин D, который необходим для иммунной системы. Плюс витамины группы С, никотиновая и фолиевая кислоты, фосфор. Неслучайно рекомендации по здоровому образу жизни включают в суточный рацион сто грамм шампиньонов или других культивируемых грибов. Сейчас мы потребляем гораздо меньше, но аппетит к здоровой пище уже есть и растет. Растут и грибные урожаи. По итогам года та же компания Александра Удодова и Олега Логвинова вновь значительно увеличит поставки шампиньонов на рынок.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ AGARICUS BISPORUS В РОССИИ
Аристотель называл грибы «пищей богов», но, к счастью, людям тоже досталось их достаточно. Среди удивительного разнообразия грибного царства природа создала несколько тысяч видов пригодных и для нашего питания. Совсем небольшое количество из них – примерно два десятка – человечество научилось культивировать, то есть выращивать искусственно. Самым популярным из «одомашненных» грибов стал Agaricus bisporus (Шампиньон двуспоровый), относящийся к группе почвенных сапрофитов. Этот гриб лучше всего продается по всему миру и приносит хорошие доходы производителям. К примеру, лидирующая на нашем рынке «Грибная радуга» Александра Удодова и Олега Логвинова в прошлом году вырастила шампиньонов на 3,6 млрд рублей. Успех культивации Agaricus bisporus и его популярность во всем мире связана, главным образом, с рядом обстоятельств. Во-первых, этот гриб не нуждается для роста в древесной породе. Это дало возможность выращивать его в специальных теплицах, где созданы необходимые условия для его развития. Во-вторых, была быстро разработана технология искусственного выращивания посадочного материала — мицелия (грибницы). Плюс для культивации важно, что спорам шампиньонов требуется меньше времени для инкубации, чем у их конкурентов.
Шампиньоны стали грибом №1 на нашем рынке
Как считают историки, в нашей стране шампиньоны стали выращивать примерно с середины 18-го столетия. Вначале этим занимались отдельные любители-энтузиасты. Однако дело пошло. Вскоре специализированные грибные хозяйства появились в окрестностях Санкт-Петербурга, Москвы и Ярославля. До революции российские грибоводы смогли добиться серьезных успехов, их изобретения и новации были отмечены медалями европейских сельскохозяйственных выставок. Шампиньоны выращивали сотни тепличных хозяйств, их продавали свежими, маринованными и начали консервировать. Что-то из наследия тех времен сохраняет значение и сейчас. Один из основателей российской селекции Ефим Грачев писал, что главным в искусстве взращивать шампиньоны является приготовление правильных грунтов. Это так, сто процентов. Свой путь к успеху «Грибная радуга» Удодова и Логвинова начала, в том числе, с запуска собственного компостного производства.
В советское время значимых успехов в грибоводстве не было, а в современной России долгое время рынок был задавлен импортом. Только один из десяти шампиньонов выращивался у нас. Возрождение отрасли началось после 2014 года, когда грибной продукции из ряда стран был закрыт доступ в нашу страну. Решение стало правильным. Вместо дорогого и не всегда качественного импорта мы получили собственное производство и растущий грибной рынок. Для этого потребовалось всего несколько лет и, конечно, серьезные инвестиции. Грибной проект Александра Удодова и Олега Логвинова стартовал «с нуля» под Курском в 2016 году. За эти годы в развитие компании инвестировано более 10 млрд рублей, а урожайность выросла в восемь раз. И это лишь один пример. В результате мы покупаем шампиньоны собственного производства, недорогие и очень аппетитные. Внутренний рынок растет, и это здоровый конкурентный рынок, ориентированный на потребителя.