Замена ушедших брендов сельхозтехники на российские аналоги и технику из «дружественных стран», параллельный импорт мировых брендов, развитие российского производства запасных частей – эти тенденции будут определять развитие российского рынка сельхозтехники в 2023 году. К таким выводам пришли участники онлайн конференции «Рынок сельхозтехники в 2022 году: революция предложения, новые игроки и перспективы импортозамещения», организованной 13 декабря 2022 г. Ассоциацией дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД»
В 2022 году российский рынок сельскохозяйственной техники переживает, пожалуй, самую масштабную трансформацию в новейшей истории. Дилеры активно ищут новых поставщиков машин, комплектующих, запчастей и оборудования.
За последние годы в отношениях дилер-клиент произошел фундаментальный перелом. Если раньше спрос на современные технологии и технику формировали дилеры, то сегодня сельскохозяйственные предприятия достигли настолько высокого уровня технологического развития, что сами формируют спрос на современные технологии. Задача дилера — удовлетворить этот спрос и предоставить клиенту самую эффективную технику и технологии.
В условиях дефицита техники и запчастей некоторым дилерам удалось успешно заменить выпавший импортный сегмент техникой российских производителей. Часть дилеров переключилась на работу с поставщиками из дружественных стран, прежде всего из Китая, Индии, Турции. Однако поставками из этих стран не получится компенсировать уход мощной энергонасыщенной самоходной западной техники.
Как отметил Владимир Шестак, учредитель Агро Суппорт, для налаживания работы с китайскими партнерами потребуется время поскольку принципы работы отличаются от того, к чему привык российский рынок. Тем не менее, китайская техника очень выручает российский рынок в сегменте тракторов малой и средней мощности.
По словам участников конференции, наименее проблемным остается сегмент прицепной техники, который меньше всего пострадал в 2022 году. Большинство мировых брендов прицепной техники продолжают работу в России, а также в данном сегменте появилось немало российских производителей, предлагающих продукцию достойного качества.
Наибольшие проблемы в настоящее время возникают в сегменте телескопических погрузчиков, где практически отсутствует российское производство. При этом данный вид машин крайне востребован и в растениеводстве, и животноводстве. Спрос в этом сегменте остается на данный момент неудовлетворенным.
Важнейшим направлением дилерской активности остается обслуживание текущего парка сельхозтехники и организация поставок запасных частей. Дефицит запчастей уже проявил себя в уходящем году, но в следующем году может стать еще более острым. Компании ищут способы организации поставок оригинальных запасных частей, но параллельно присматриваются к российским производителям и даже развивают собственное производство.
По словам коммерческого директора «ЭкоНива-Техника Холдинг» Геннадия Непомнящего, процесс перехода на российские запчасти небыстрый, но динамика очевидна: в следующем 2023 году компания планирует закупать существенно больше запчастей российского производства, а также развивать собственное производство запчастей. Серьезным препятствием в работе с российскими производителями запчастей является то, что небольшие предприятия не имеют возможностей для контроля качества сырья и продукции, а крупные производители выставляют требование минимального заказа в количестве, существенно превышающем годовое потребление.
В свою очередь Минпромторг уделяет большое внимание производству комплектующих в России. По словам директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Марии Елкиной, помимо простых компонентов Минпромторг также поддержал проекты по разработке коробки передач и мостов для тракторов, по группе гидравлики и редукторной группе для сельхозтехники.
«В этом году Росагролизинг поставил 11 400 тыс единиц техники на 64,5 млрд рублей, – рассказал первый заместитель генерального директора АО «Росагролизинг» Александр Сучков, — каждый четвертый комбайн и каждый третий трактор в России поставляется через систему финансирования Росагролизинг. Ведущими поставщиками являются российские и белорусские производители. В этом году было аккредитовано беспрецедентное количество поставщиков — 239, по которым было выдано разнарядок на 1300 единиц техники на 6,4 млрд.руб. Увеличили свое присутствие компании их Китая, Ирана и Индии».
«Кризис — это и время возможностей, – заметил директор Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза России Роман Некрасов. Сегодня большое количество обращений связано с желанием заводов производить компоненты для сельхозтехники. У нас есть шанс организовать и возобновить внутренние кооперационные цепочки поставок, поддержать и развить современное эффективное производство в нашей стране».
(Источник: пресс-служба Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД». Фото: Дмитрий Лукьянов).