Растет ли на самом деле турпоток в арктические регионы России

Растет ли на самом деле турпоток в арктические регионы России<br />

Аэропорты Арктической зоны России за 11 месяцев 2022 года обслужили на 9% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года. Значит ли это, что в Арктике активно развивается и туризм? Эксперты регионального туррынка действительно отмечают рост интереса к направлению. Но для того, чтобы он конвертировался в реальный спрос, нужно улучшать инфраструктуру и логистику.

СКОЛЬКО ПАССАЖИРОВ ПРИЛЕТАЕТ В АРКТИЧЕСКУЮ ЗОНУ

Согласно статистике, приведенной руководителем Росавиации Александром Нерадько на форуме «Арктика: настоящее и будущее», за 11 месяцев 2022 года аэропорты Арктической зоны обслужили 5 млн. пассажиров, что на 9% больше результатов аналогичного периода 2021 года, когда их услугами воспользовались 4,6 млн. пассажиров.

При этом месяцем ранее заместитель руководителя Росавиации Наталья Андрианова на международном Северном форуме по устойчивому развитию говорила о том, что аэропорты Арктической зоны обслужили около 3,5 млн пассажиров за 10 месяцев 2022 года.

Если сравнивать обе цифры, считая их верными, то получается, что за ноябрь в арктическую зону прилетели сразу полтора миллиона человек. Во что верится не слишком: получается, что поток в ноябре в 3-5 раз выше среднемесячного.

Но проверить приведенную статистику не представляется возможным: в 2022 году Росавиация перестала публиковать данные по пассажиропотоку российских авиакомпаний и аэропортов. Однако что касается арктической зоны, то большинство из имеющихся там небольших аэродромов никогда в эту статистику и не попадали.

Вместе с тем, приведенные г-ном Нерадько цифры, судя по всему, точнее, т.к. основываются на тех данных по 2021 году, которые есть и в открытом доступе. Что реально происходит в регионе с учетом условного Пертоминска (Архангельская область) или даже в более крупных Инты и Усть-Цильмы (Коми) мы, похоже, не узнаем.

Судя по открытым данным из разных источников, в 2019 году, например, аэропортами арктической зоны воспользовались за январь—ноябрь более 5,5 млн человек, то есть на 10% больше, чем в 2022. Однако повторимся, не вполне ясно, что именно считали.

МОЖНО ЛИ ПОСЧИТАТЬ «СРЕДНИЙ ПАССАЖИРОПОТОК ПО АРКТИКЕ»?

Крупные авиаузлы арктической зоны показывают разнонаправленную динамику. Аэропорт Мурманска, судя по последним поступавшим данным, демонстрирует снижение пассажиропотока на 4% в сравнении с прошлым годом, а аэропорт Талаги в Архангельске – умеренный рост.

При этом нужно понимать, что и в самой Арктической зоне есть как крупные, например, Салехард, обслуживающий около 1,5 млн пассажиров в год, аэропорты, так и совсем небольшие вроде Залива Креста, через которые проходит всего несколько тысяч пассажиров в год. Поэтому даже трехкратный рост во втором случае не компенсировал бы падения 5% в первом.

Так что считать «средний пассажиропоток по Арктике» сложно (обычно он считается регионам в целом, а, например, аэропорт Красноярска в Красноярском крае вовсе не в Арктике). Но в туризме — и вряд ли нужно, так как он формируется сейчас в основном не туристами, а командировочными, вахтовиками и самими жителями регионов.

СКОЛЬКО ТУРИСТОВ ПРИЕЗЖАЮТ В АРКТИЧЕСКУЮ ЗОНУ

Открытая статистика турпотока в регионы российской Арктики не дает возможности точно посчитать турпоток. В том числе потому, что данные даже по целым регионам разнятся.

Так, по Мурманской области разброс за 2021 год составляет от 486 тыс. человек,  до 287 тысяч (цифры из открытой печати). Согласно статистике сайта Нацпроектов, летом 2022 года в регион приехали 127 тыс. туристов. Если верить этим данным, то спрос в этом году вернулся к уровню 2017 года.

Растет ли на самом деле турпоток в арктические регионы России<br />
Берег Баренцева моря летом. Фото: АТОР

Архангельские СМИ и эксперты рынка говорят о возвращении турпотока в регион к допандемийному уровню – это порядка 420-430 тыс. человек в год.

«Мы почувствовали в этом году увеличение турпотока в Архангельской области... Например, гостиницы «встали» на новогодние праздники в прошлом году за 2 недели до Нового года, а сейчас – уже за месяц. Но это рост только в сравнении с 2021, пандемийным, годом», – говорит руководитель компании-консолидатора нацмаршрута «Здесь начинается Арктика», туроператора «Помор-тур» Сергей Никулин.

Зима – не самый туристический сезон в Архангельске. 70%-80% всего турпотока приходится на лето.

На Ямал в 2019 году приехали порядка 160 тыс. туристов, в 2021 году – около 177 тыс., а в 2022 году к декабрю регион посетили порядка 135 тыс. человек. То есть шансов «догнать» 2019 год все же мало.

Считать турпоток и его динамику в целом по большим регионам, где есть арктические участки – во многом некорректно.

В Якутии не ожидают гостей больше, чем в 2019 году. Предполагается, регион по итогам года посетят порядка 200 тыс. человек. Но вопрос – как они распределяются по региону и оказываются ли туристы непосредственно в Арктической зоне Якутии?

Республику Коми, по последним опубликованным данным, за 9 месяцев посетили 320 тыс. туристов, хотя за весь 2021 год – 194 тыс. человек. Но и здесь цифры роста вряд ли что-то говорят нам про арктический туризм: ведь самая знаменитая достопримечательности Коми – Печоро-Илычский заповедник, где находятся столбы выветривания Маньпупунёр – не относятся к районам Арктической зоны. Да и путь туда зачастую лежит через Пермь, и вовсе не имеющую отношения к арктическому вопросу.

Такая же ситуация в Красноярском крае: турпоток там в целом по региону довольно существенно растет. Но ни сам Красноярск, ни популярный нацпарк «Красноярские столбы» (главные центры притяжения турпотока) тоже к Арктической зоне не относятся.

Про туризм на Чукотку мы очень подробно писали здесь: от него эксперты туррынка прорывов не ждут. И, в любом случае, здесь речь идет о тысячах прибытий, а не о сотнях тысяч, как в регионах, описанных выше. 

Таким образом, говорить о значительном росте туристических прибытий в целом в Арктическую зону в 2022 году не приходится. Заметный рост показывают скорее сопредельные с ней районы Коми, Красноярского края и др. регионов.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС К АРКТИКЕ РАСТЕТ. ЧТО ОСТАНАВЛИВАЕТ ТУРИСТОВ ОТ РЕАЛЬНЫХ ПОЕЗДОК?

Региональные и профильные туроператоры отмечают, что именно интерес путешественников к настоящему арктическому туризму действительно растет: больше спрашивают, интересуются, узнают. Но в реальные поездки это живое любопытство конвертируется нечасто.

Останавливает путешественников, в частности, логистическая проблема. Например, Маньпупунёр и Чукотка находятся очень далеко от обеих столиц – главных поставщиков туристов в стране. Но Мурманск и Архангельск, например, географически совсем близко: из Санкт-Петербурга лететь на Кольский немногим дальше, чем до Москвы. Однако и там все не слишком гладко с логистикой.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВОВ

Транспортные проблемы на внутрирегиональном уровне играют роль тормоза для турпотока. Например, туристов в Архангельскую область традиционно привлекает Соловецкий архипелаг – но теперь добираться туда нужно либо по воде через соседнюю Карелию, либо за немалые деньги самолетом из Архангельска.

Дело в том, что после реконструкции аэропорта на Соловках туроператоры фактически лишены возможности приобретать билеты туда на регулярных рейсах – они все субсидируемые и «достаются» только местным жителям – частным лицам.

К слову, с остальными довольно многочисленными местными рейсами в области та же проблема – слетать в Лопшеньгу москвичу будет непросто – билеты туда в первую очередь продаются пассажирам с региональной регистрацией.

Фрахт же самолета обходится в круглую сумму и в итоге за кресло турист вынужден платить в несколько раз больше, чем пассажир регулярного рейса. Поэтому турпоток на Соловецкий архипелаг через Архангельскую область фактически иссяк.

Кроме того, в будущем году на реконструкцию закроют одновременно и основной аэропорт, и ж/д вокзал Архангельска, поэтому туристический сезон в принципе под вопросом. Самолеты будут летать через аэродром местных воздушных линий «Васьково». Он по-своему уютен и прекрасно справляется с отправкой рейсов в Верхнюю Золотицу, но в качестве аэропорта федерального уровня вряд ли будет привлекателен.

Растет ли на самом деле турпоток в арктические регионы России<br />
Аэропорт «Васьково» в Архангельской области. Фото: АТОР

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЛЕЧЕТ ДОРОГОВИЗНУ ТУРОВ

Аналогичные проблемы испытывают и другие регионы Арктической зоны.

Но если в Архангельской области и Ненецком АО местная авиация в принципе работает, а в Коми и Ямало-Ненецком АО даже пользуется определенным спросом у туристов (в части вертолетных перевозок, как правило), то в Мурманской области все не так. 

Там она официально представлена всего тремя вертолетами, не выполняющими регулярных авиаперевозок. Поэтому добраться куда бы то ни в регионе было можно в основном наземным транспортом и преимущественно по бездорожью.

В целом именно логистическая проблема в Арктической зоне стоит наиболее остро – туристы, вероятно, и поехали бы туда. Но не на чем. А если есть на чем, то очень дорого.

«Интерес конвертировался бы в реальные путешествия, если бы это стало доступно по цене», – уверен Сергей Никулин из «Помор-тура».

Хотя такое определение уже во многом шаблонно по отношению к туристическим локациям, но Арктическая зона – это воистину уникальные и неповторимые направления, которые, будь они более доступны, могли бы стать привлекательными не только для любителей экзотики и экспедиционного туризма, но для любого уважающего себя путешественника. Потому что там действительно есть на что посмотреть.

И для увеличения привлекательности Арктической зоны ничто так не нуждается в развитии, как транспортная инфраструктура. Объекты притяжения интереса туристов природа там уже создала.

Екатерина Тропова

Фото АТОР

 

Источник: atorus.ru