Для многих жителей Евросоюза отдых в ОАЭ этой зимой стал не по карману: бронирования туристов из различных стран Западной Европы упали на 40-70%. Расспросили вице-президента АТОР, генерального директора холдинга «Русский Экспресс» Тараса Кобищанова, как пользуются этой рыночной ситуацией российские туроператоры.
– Тарас, ваш прогноз: какое место займут ОАЭ по итогам года в выездном туризме в России?
– Если говорить о выездном туризме в целом, то место в ТОП-3 по итогам года ОАЭ себе уже обеспечили. На первом месте будет Турция (около 5 млн туристов), прежде всего – благодаря мощной полетной программе Turkish Airlines.
На втором месте (мы говорим о «дальних» направлениях, без учета Абхазии и СНГ) предположительно будет Египет, хотя он и потерял часть возможных объемов из-за ограниченной перевозки и проблемы несоответствия цены качеству.
На третьем месте, в очень тесной конкуренции с Египтом, расположатся ОАЭ (около 1 млн поездок россиян). В «Русском Экспрессе» из-за специфики бизнеса, привязанной именно к регулярной перевозке, ОАЭ вышли в этом году на первое место по продажам.
– Насколько выросла у вас доля Эмиратов в общих продажах? И какой из них показал наибольший прирост по количеству туристов?
– По итогам 11 месяцев этого года треть (точнее, 32%) всех проданных туров холдинга – в ОАЭ. Это очень много. Доля Эмиратов у «Русского Экспресса» по сравнению с 2019 годом выросла практически в 2,5 раза: тогда она была на уровне 13%.
Прирост на этом направлении по сравнению с рекордным доковидным годом намного опередил общий рост по компании. Количество отправленных туристов «Русского Экспресса» по всем направлениям в этом году выросло по сравнению с 2019 годом в 2,6 раза, а по Эмиратам – в 4,9 раза.
Если говорить о динамике отдельных эмиратов ОАЭ, то у нас наибольший прирост показал Абу-Даби – мы отправили туда в этом году на 533% человек больше, чем в 2019-м. Далее идут Аджман (+492%, но тут сработал эффект низкой базы), Дубай (+426%), Рас-эль-Хайма (+327%), Фуджейра (+298%) и Шарджа (+262%).
При этом мы видим, что в общих продажах туров в ОАЭ резко выросла доля Абу-Даби и Дубая (в основном отелей Джумейры) за счет Шарджи и Фуджейры. При высоких ценах на перелет экономия на более дешевых по сравнению с Дубаем отелях этих эмиратов уже не так заметна в конечной цене пакетного тура.
– Лето выдалось для ОАЭ в этом году необычно хорошим по турпотоку из России. Это связано с общим дефицитом зарубежного предложения?
– Безусловно, лето удивило объемами. В этом году Эмираты стали по-настоящему круглогодичным направлением. Мы с осторожностью подходили к летнему контрактингу, но, видя необычно высокий спрос, расширяли существующие договоры на перевозку и отели, брали новые. И в итоге не прогадали.
Рост был связан не только с дефицитом зарубежных направлений. Эмиратам этим летом на руку сыграли их конкуренты – с разных сторон. Турция в летнем сезоне предлагала очень качественный, но дорогой для россиян отдых.
Второй конкурент ОАЭ – Египет – испытывает проблемы с соотношением цена-качество. Проще говоря, люди, готовые отдать за отдых 150-200тыс. р. на двоих, оставались недовольны уровнем отелей. А те, кто был согласен на этот сервис, уже не могли заплатить столько за поездку.
В итоге Эмираты, куда летом можно было улететь по пакетному туру дешевле, чем в Турцию, «взяли на себя» многих туристов и с этих направлений, и приобрели новых клиентов, которые ранее не рассматривали для себя эту страну для отдыха или ориентировались на иные направления.
Да, безусловно, летом в ОАЭ очень жарко, куда жарче, чем в Турции – и те, кто говорят, что это сравнимые вещи, неправы. Но многих этот факт не останавливал: мы, например, видели, что этим летом туда поехало много семей с детьми, в том числе с маленькими. В море они купались вечером и ранним утром, днем спасали бассейны. Так что, если раньше летние Эмираты были «выбором стойких», теперь это не так.
– Что с продажами ОАЭ этой зимой? Страна будет зимним лидером в выездном туризме?
– В целом по рынку – очень вероятно. Направление этой зимой ставит исторические рекорды по объемам авиаперевозки.
Только из Москвы в ОАЭ еженедельно выполняется 112 рейсов арабских и российских авиакомпаний. Такого не было никогда.
Конечно, у Emirates и Etihad значительная часть потока транзитная, но на остальных перевозчиках в основном отправляются туристы, которые отдыхают именно в ОАЭ.
Что касается «Русского Экспресса», то у нас зимой Эмираты, конечно, направление номер один. Да, непрерывно и очень динамично растет Таиланд, но ОАЭ по объемам его обгоняет. Высокому спросу и хорошим зимним продажам Эмиратов сейчас способствует фактор активного замещения россиянами европейских туристов в ОАЭ.
– Европейцы в ОАЭ замещаются россиянами? В чем тут дело?
– ОАЭ, как и многие другие «долларовые» направления (Карибы, тот же Таиланд), в этом году начали терять европейских туристов. И этот тренд наиболее ярко проявит себя в следующем.
В чем дело? В финансах. Падение курса евро к доллару и инфляция в еврозоне сделали отдых в ОАЭ для европейцев дороже почти на четверть.
Плюс к этому европейцы на фоне роста цен на энергию и отопление готовятся к тяжелой зиме и сокращают необязательные расходы, в том числе и на отдых. Такая экономия отразилась уже в том, что, например,не оправдались ожидания ряда отельеров, которые думали, что европейские болельщики остановятся в ОАЭ, чтобы ездить в Катар на чемпионат мира. Множество европейцев предпочло смотреть футбол дома у телеэкрана.
По окончании чемпионата, европейских Рождественских каникул и Нового года ситуация с турпотоком из Европы становится еще более драматичной. Начиная с января 2023 года, европейские рынки уже проседают на 40-70% по сравнению с прошлым годом.
В результате таких процессов сейчас российские туроператоры могут получить в ОАЭ очень интересные цены, которые ранее местные DMC и отельеры давали только на Европу. И уже забирают те квоты, которые ранее выкупались европейцами. Благодаря такому тренду российские туристы действительно замещают в Эмиратах часть европейского рынка.
Тем более что ОАЭ стали более доступными в России по цене. Второй фактор, играющий в пользу зимнего ОАЭ – это переход от дефицита перевозки к ее профициту. Цены на перелеты в ОАЭ уже снизились примерно на 15% в среднем по рынку.
– Вы этими рыночными обстоятельствами уже пользуетесь?
– Конечно. Этой зимой у «Русского Экспресса», без ложной скромности, самая обширная блочная программа в ОАЭ. Мы выкупили блоки мест на flydubai из всех 9 городов вылета в Дубай, на Air Arabia – 4 городов в Шарджу, на Etihad – в Абу-Даби, на Emirates – блоки из Санкт-Петербурга в Дубай.
Всего с начала января 2023 года у нас будет только на блочной перевозке 2400 кресел в неделю на рейсах в ОАЭ.
На новогодний период «Русский Экспресс» увеличивает свои и без того немалые мощности по Эмиратам – берем значительные блоки мест на рейсах flydubai, которые на праздники ставят дополнительно 55 рейсов из 7 городов. В общей сложности рассчитываем отправить только в праздничный период около 8 тыс. россиян на отдых в Эмираты.
Мы также взяли гарантированные блоки на программе flydubai из Санкт-Петербурга, которая в ежедневном режиме стартует 20 января.
– Как долго продлится период доступных цен на Эмираты?
– По нашим прогнозам, из-за насыщения рынка доступной авиаперевозкой глубина продаж будет падать, рейсы будут загружаться в регионах на 2-3 недели вперед, в Москве – на 1-2 недели вперед.
Спрос по естественным причинам несколько просядет в середине января. Но с долгих февральских выходных и марта, скорее всего, на направлении ОАЭ опять будет дефицит перевозки и высокий спрос.
Кстати, предвестники его есть. Рост продаж весенних туров в ОАЭ уже начался: туристы стремятся реализовать свои планы в условиях относительно низких цен, и это понятно. Агентам я бы также рекомендовал учитывать этот фактор в ранних продажах.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: предоставлено туроператором «Русский Экспресс»
Источник: atorus.ru